САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 11:09

ГАЛЕТА ОЛЬГА

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [20]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Современные проблемы детской игры и игрушки

В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений - тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов. А вот древние игрушечные «свистелки», по представлению наших предков призванные отгонять от ребенка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребенок.

Для чего нужна игра? Чтобы включить детей в игровой контекст, и любые цели с успехом будут достигнуты. Также с помощью игр можно объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», она  способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

А что обозначает игрушка? Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами.

Сейчас современные девочки и мальчики «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов- психологов и педагогов во всем мире. Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. И это привело к кризису игровой культуры. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство и т.п. Необходимы спасение и возрождение традиционных народных игр. К сожалению, совсем исчезли групповые и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Все наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и... недолговечными предметами. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей.

Игрушка должна быть для ребёнка источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка также способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости. В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство. Большое преимущество среди игр являются настольные игры, они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.

В наше время всё больше появляется антиигрушек - пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Антиигрушка - это не просто плохая игрушка, т.е. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями.

Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем - игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа. Их влияние на детей однозначно отрицательно.

С помощью наблюдений за детской игрой можно выявить отношение детей к игрушкам, также можно попутно ознакомиться и с детской оценкой той или иной игрушки. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.

Необходимо учитывать требования при выборе конкретной игрушки:

1. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.

 

2. Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.

 

3. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно.

 

 И нужно очень внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологический, культурный смысл они несут детской психике.

Проблем не будет в игре, если игра:

  1. Дает свободу, перерыв в повседневности, переход из реальной жизни в игровые взаимоотношения.
  2. Учит ребенка порядку, потому что невозможно нарушить правила и быть в игре.
  3. Создает гармонию, формирует стремление к совершенству.
  4. Дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных отношений.
  5. Дает компенсацию, нейтрализацию недостатков в действительности. Противопоставляется жесткому миру реальности – иллюзорный гармоничный мир.
  6. Дает романтизм.
  7. Дает развитие воображению, так как оно необходимо для создания сюжетов, ситуация, правил игры.
  8. Дает развитие психологической пластичности, т.к. без этого невозможно строить игровые взаимоотношения.
  9. Дает радость общения со сверстниками, учит ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно «понарошку» в своем вымышленном мире.
  10. Дает психическую устойчивость, снимает уровень тревожности, которая так высока сейчас у детей.
  11. Вырабатывается активная позиция жизни и целеустремленность выполнения поставленной цели.
Категория: Мои статьи | Добавил: olgaershowa2018 (14.01.2017)
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
 Мои Ссылки
  • МАДОУ № 43
  • Образовательный сайт КРИПКиПРО
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  • Персональный сайт воспитателя © 2024
    uCoz