- Перекаты с носка на пятку и обратно (подниматься на носочки, а затем опускаться на пяточки).
- Ходьба на носочках, пяточках.
- Подскоки, танцы на носочках.
- Захват и поднятие пальцами ног мелких предметов (шнурки, тесемки, узкие ленты, кусочек ткани, пуговицы, детали конструктора).
- Захватывание и складывание их в ведерко, кузов машины.
- Лазание по шведской стенке
- Катание ножками деревянной скалки. Чтобы не пачкалась скалка, ее можно завернуть в мешочек и завязать резинкой. Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему погладить утюгом-скалкой шнурок, положив его на листик или фольгу.
- Старые канцелярские счеты можно использовать в качестве массажера для стоп. Если счеты большие, катают две стопы одновременно, а если маленькие, то по очереди, сначала одна ножка, а потом другая.
- Ходьба босыми ногами по неровным поверхностям. Холодные, теплые, скользкие, шершавые поверхности способствуют раздражению и укреплению свода стопы.
- Набрать в тазик воды. Сидя на стульчике и опустив ноги в тазик, захватывать пальцами и вытаскивать оттуда мелкие предметы.
- Сидя на стульчике поднимание маленького мячика, зажав его прямыми ногами.
- Зажав между пальцами ног карандаш или ручку рисовать на бумаге каляки-маляки.
- Встать спиной к кровати и держась за нее руками выполнять приседания на носочках (можно держаться за спинку стула, на улице – за перила).
- Сидя в бассейне, ванне, на берегу поочередное поднимание ног, хлопанье ими по воде, разведение в воде (гонять волны). Это можно делать и лежа на животе.
- На полу (кровати) ребенок ложится на спину. Взрослый держит перед ним мягкую игрушку, а тот должен поздороваться с ней ногой.
- Взрослый держит над ребенком пакет, в котором лежит мягкая игрушка, а ребенок, лежа на спине, ногами толкает ее.
- Топтаться по массажному коврику. Вместо массажного коврика при плоскостопии отлично подойдет детский конструктор.
- Сидя на скамейке, пляже босыми стопами загребать песок
- Езда на велосипеде будет полезна не только при плоскостопии, но и при дисплазии тазобедренных суставов.
- Ходьба по лестнице вверх – вниз.
- Ходьба по бордюру с расставленными в стороны носками.
Примерные корригирующие упражнения при врожденной косолапости у детей
1. И.п. — в ходьбе. Ходьба с разведенными стопами (1,5—2 мин.). Шаги выполнять небольшие; стопы разводить как можно больше; не наклоняться вперед. Можно положить на голову мешочек с песком.
2. И. п. — то же. Ходьба на пятках. Носки поднимать вверх как можно выше; не наклоняться (1,5—2 мин.).
Дыхание произвольное.
3. И.п. — стоя. Ходьба на месте с разведенными стопами (до 1 мин.).
Разворачивать носки ног как можно больше наружу; шагать с активным взмахом рук.
4. И.п. — стоя. Бег на месте с опорой на всю стопу (до 1 мин.).
Следить за ровной постановкой стоп.
5. И.п. — поочередные подскоки с опорой на всю стопу. Начинать с двух подскоков постепенно увеличивая до 6—8 на каждой ноге. Следить за правильной постановкой ноги (2—3 раза).
6. И.п. — о.с. Приседание с опорой на всю стопу (5—8 раз).
Следить за осанкой.
7. И.п. — о.с. Ходьба по гимнастической палке вдоль (1,5—2 мин.).
Не наклоняться. Постепенно усложнять задания: ходьба в полуприседе в глубоком приседе.
8. И.п. — о.с. Соскоки со скамейки, кубов (не более 25—30 см).
Приземление на всю стопу. Лучше приземляться на мягкую поверхность (мат).
9. И.п. — лежа на спине. Сгибание и разгибание пальцев ног по максимальной амплитуде (8—10 раз).
Ноги в коленях не сгибать.
10. «Велосипед».
И.п. — то же. Имитация езды на велосипеде (1,5—2 мин.). Сгибание и разгибание по возможной амплитуде. Стопы держать ровно.
11. «Ходьба».
И.п. — то же. Ходьба с разведенными стопами (40—50 с).
Выполнять медленно по максимальной амплитуде; больше разводить стопы.
12. И.п. — лежа на спине. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах (6—8 раз).
Пятки прижимать к ягодицам как можно сильнее (пауза до 3—6 с).
Постепенно увеличивать время паузы.
13. И.п. — сидя на коленях, стопы развернуть в стороны. Переход из положения сидя на коленях в положение стоя на коленях (6—8 раз).
Спину держать ровно, полностью садиться на пятки; выполнять медленно.
14. И.п. — то же. Присаживаться то на правую, то на левую пятки. Туловище держать ровно, не наклоняться (6—8 раз).
15. И.п. — стоя на коленях, стопы разведены в стороны. Медленно отклоняться назад, стараясь коснуться руками пяток; туловище держать ровно; не сгибать ноги в тазобедренных суставах.
16. И.п. — сидя, ноги прямые. Поочередное потряхивание ногами. Расслабить мышцы стоп, голени, бедер. Согнуть ноги в коленных суставах и выполнять колебательные движения вправо влево (32—40 с, 2—3 раза).
17. И.п. — то же. Круговые вращения стопами. Обращать внимание на более активное разведение стоп к наружи. Выполнять в медленном темпе (1—1,5 мин.).
18. И.п. — у гимнастической стенки. Лазание по гимнастической стенке с разведенными стопами; коленные суставы не разводить (3—4 раза).
Наступать на каждую рейку.
19. И.п. — стоя боком к гимнастической стенке. Рука держится за рейку на уровне пояса. Приседание с опорой на полную стопу. То же — другим боком.
Следить за осанкой, не наклоняться (6—8 раз).
20. И.п. — стоя, мяч удерживается голеностопными суставами. Передвижение по залу; стараться не упустить мяч (1—1,5 мин.).
21. И.п. — то же. Продвижение по залу в прыжках; руки на поясе (12—15 раз).
|